Полный список поведенческих факторов ранжирования. Часть I.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Полный список ПФ — это, возможно, преувеличение, поскольку поисковики могут использовать комбинации действий пользователей в качестве факторов ранжирования. Но это безусловно будет один из самых подробных перечней действий посетителей.

Список этот мне понадобился по двум причинам. Во-первых, большинство списков ПФ, которые я видел до этого, не были хоть мало-мальски систематизированы. И излагались в виде «что вижу (в Google Analytics или Яндекс Вебмастер) о том и пою».

Я же хочу упорядочить этот список по порядку возникновения действий посетителя сначала в выдаче поисковой системы (на SERP’е), потом на сайте, а затем (сюрприз-сюрприз) и тогда, когда поисковая сессия была завершена.

А во-вторых этот список нужен для того, чтобы чуть позже сравнить плохие и хорошие паттерны поведения пользователей.

Итак, поехали.

История поиска

Ещё до того, как пользователь поисковой системы совершит свое первое осознанное действие в текущей поисковой сессии, поисковик уже имеет определенное представление об этом посетителе. Потому что он хранит историю всех поисковых сессий каждого (с точностью до куки). И может на основании анализа этой истории сделать некоторые, надо сказать, довольно точные представления о поле и возрасте посетителя. И гораздо менее точно о его детальном социальном профиле.

Предполагается, что на основании этих данных, например для мужчины по неопределённому запросу кондиционер поисковик может предпочесть сайты о климатической технике, а для женщины – о косметических средствах.

Безусловно, здесь огромное поле для исследований и однозначно тут есть над чем подумать дорвейщикам и особенно MFAшникам. Но я пока буду полагать, что белым оптимизаторам нет резона заставлять сайт климатической техники мимикрировать под сайт о косметических средствах и наоборот.

Поисковый запрос

Первое осознанное действие пользователя поисковика — ввод поискового запроса. Сам по себе запрос не является поведенческим фактором, а вот совокупность запросов, заданных пользователем (см. пред. пункт) и совокупность всех запросов, для которых данный документ оказался релевантен и по которым посетители продемонстрировали поисковику, что документ уместен, таковыми факторами являются.

Поясню на примере. Электрогенераторы бывают дизельными, бензиновыми и газовыми. Если ваш документ посвящен только газовым генераторам, а посетителей интересуют в основном бензиновые и дизельные генераторы, то у вашего документа будут сложности с ранжированием по общим запросам электрогенераторы и генераторы.

Другими словами, на основании анализа поведения всех пользователей, задававших конкретный поисковый запрос, поисковик будет показывать не самый релевантный контент, а релевантный контент, пользующийся наибольшим спросом.

CTR сниппета

После того, как посетитель сформулировал свой запрос, поисковик предлагает ему на выбор несколько документов. И тут возникает соблазн посчитать отношение числа показов документа к числу кликов.

О влиянии этого отношения я написал отдельную статью. (Первоначально она будет опубликована в блоге devaka.ru) Здесь же я отмечу следующие моменты:

  1. Этот фактор подвержен максимальной обратной положительной связи. То есть чем выше документ в выдаче, тем чаще по нему кликают.
  2. Сниппетов у документа много и CTR сниппета больше всего влияет на выбор самого привлекательного сниппета, а не на ранжирование документа
  3. «Плохой» документ (напр. дорвей) может иметь самый привлекательный сниппет.

Глубина и длительность сессии

Дальше посетитель покидает поисковую выдачу и переходит на конкретный сайт. Почему-то многими оптимизаторами считается, что чем дольше посетитель провел времени на сайте и чем больше страниц он просмотрел, тем качественнее сайт.

Этому заблуждению придётся посвятить отдельную заметку. Пока же отмечу, что любая статья энциклопедического качества будет иметь глубину просмотра равную единице и время просмотра равное нулю. По той банальной причине, что если не было переходов на другие страницы, то нет технической возможности определить время, которое пользователь провел на этой странице.

Так же стоит заметить, что после того, как посетитель покидает поисковую выдачу, резко падает полнота контроля за его действиями. Для этого контроля необходимо, чтобы пользователь использовал особый браузер, сигнализирующий о действиях пользователя поисковику или браузер с установленный баром, занимающимся тем же. Распространенность же Я. Метрики и Google Analytics, полагаю, всё же меньше распространенности Google Chrome, FireFox и Яндекс.Браузера.

Конверсия

Я не хотел, но вынужден упомянуть здесь про конверсию, так как многие считают, что конверсия является солью продвижения. Развернутое мнение по этому вопросу можно прочитать в статье Поведенческие факторы: Конверсия.

Продолжение следует.

Поделиться Вконтакте
Плюсануть

5 комментариев к “Полный список поведенческих факторов ранжирования. Часть I.

    1. За ссылку премного благодарен — это лучшее из того, что я видел. Но у меня првая часть из трёх только опубликована. Самое главое будет в третьей части – именно то, что забывают все поголовно. Ваш документ – не исключение 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *